Экспедиция "Таёжный тупик" 6-7 мая 2017 года. Грязь отмоется, эмоции останутся. Отчет.
Экспедиция была приурочена к Дню Победы. Если есть замечательная возможность прикоснуться к истории по этой теме, глупо было бы ей не воспользоваться. В экспедиции "Глазовский уезд. Северные волости" мы познакомились с афанасьевским историком Павлом Хариным, который тогда сказал, что места у них дикие, а народу мало. Ну раз дикие, значит наша тема. Начали с ним общаться о возможной экспедиции, что можно посетить, и, вот тут, появилась тема немецких диверсантов. Её взяли за основу, определили дату и начали готовиться. Ехать решили на 2 дня, так расстояние не близкое, а мест интересных много.
6 мая в 7.00 утра мы уже на старте. В списке участников значилось 20 машин, на старт прибыли не все, а так же прибыли те, кто не регистрировался. Среди участников были и такие: TUCSON Юры Владыкина на шоссейной летней резине и маленький паджерик Михаила Сентябова на зимней липучке. Планы у нас были такие: доехать до СВТУР, потом добраться до Афанасьево. Далее, отдаться в руки местных, которые нам покажут все интересные места. В первый день хотели максимально по главной теме экспедиции, во второй всё остальное.
До Новосёл добрались без проблем, подобрав в Базанах двух мужиков, довезя их до магазина в Новосёлах. Что удивило - много снега. Чем ближе в СВТУР, тем его больше. Как будто это не Верхнекамская возвышенность, а гора Арарат) Доехали до той самой дороги в лесу, спешились и пошли искать знак. Снег глубокий, выше колена, особенно на дороге. Поэтому, шли параллельно дороге по лесу. Я смотрел военную карту в телефоне, мы точно шли к отмеченному треугольнику. В конце-концов мы вышли к карьеру и никакого заветного столбика на дороге, от которого надо в лес поворачивать не было. Стали прикидывать, где может быть знак, стали прочесывать лес и нашли! Но, почему-то мы подошли к нему сзади, а должны были спереди... Сфотографировались, рассказал о том, как проходило исследование год назад. Потом пошли обратно. Если помнят, участники установки знака СВТУР, мы его поставили картиной к дороге, чтобы те, кто его ищут, вышли прямо на него. То есть, тем кто его ищет, надо идти по дороге до столбика, еще метров 100 по дороге и в лес направо. Значит обратно идем прямо от знака, выходим на дорогу и идем налево к машинам. Не знаю, где там эти дороги, но в результате мы ушли в обратную сторону. Возможно кто-то знак трогал и его развернул, а может еще что-то... Если бы не наши ленивые участники, оставшиеся в машинах, не подавали нам сигналы клаксонами, ходить там еще по этому лесу... Прошли лишний километр, наверное. По глубокому снегу. Вернулись все сырые и замученные.
Знак стоит на месте, выглядит как новый. Кстати, Карсовайские работники культуры разрабатывают туристические маршруты к нашему знаку, скоро это место станет популярным)
Дорога к Афанасьево.
Все двинулись обратно к Карсоваю. Приехали не все. УАЗ пикап Олега Михайлова перестал подавать признаки жизни. Стояли ждали минут 20, пока там пытались его оживить. Решили так: если сами запустить не смогут, тащить его в Карсовай, там все-таки есть колхозный гараж и специалисты. Так и сделали. Основная группа поехала в сторону Афанасьево, а Антон Баженов и Саша Мусихин тащили пикап в Карсовай. Приключения для пикапа на сегодня закончились. Было очень жаль, потому что ребята гнали из Ижевска, ночь не спали, накануне Олег весь день боролся со сцеплением на машине...
Дорога до Афанасьево представляет собой обычную глиняную русскую дорогу, которая легко превращается в непроходимое месиво из-за небольшого дождичка и какого-нибудь большого грузовика. Там где продувается - сухо, в низинах, где стоит вода - вывернуто. И еще одно препятствие - затяжные глиняные подъемы под дождем. Но бесстрашные местные гоняют на классике только в путь! На одном из таких подъемов догнали убитую пятерку - не мог в горку подняться. Говорит, пробил заднее колесо, поставил лысую запаску, а мордовки оставил дома в тот раз. Взял его на прицеп, поднял в горку. Далее, он с нами в колонне еще километров 15 ехал, нисколько не уступая нам в проходимости, лихо маневрируя в камазовских колеях. В конце мы приклеили ему на заднее стекло нашу фирменную наклейку с динозавром, а он назвал себя счастливым человеком, что нас встретил. Отчаянный)
На пути останавливались в деревне Першино. Очень красивое высокое место, с которого видно бесконечную тайгу...
Доехали до Афанасьево, заправились (у ниссана на дорогу до Афанасьево ушло почти пол бака 92-го), встали у столовки. Пошли обедать. Надо было дождаться Антона и Сашу. Здесь нас встретил Павел Харин, наш научный эксперт.
Дорога до Бисерово.
Дождались Антона и Сашика и поехали дальше на север. Надо было добраться до Бисерово, забрать там троих местных, которые дороги знают (Павел Харин не автомобилист, в машинах не разбирается, дорог не знает). Путь от Афанасьево до Бисерево - это классический разбитый асфальт, хуже которого нет. Уж лучше бы грунтовка была.
У этой самой дороги, за деревней Рагоза, с левой стороны стои монумент на месте гибели глазовского комиссара Соболева. О нем в Афанасьевском районе знаю все с пелёнок, а в Глазове даже не все специалисты. Послушали историю, сделали памятную фотографию и отправились дальше. Подробнее о комиссаре Соболеве можно прочитать здесь:
https://vk.com/glazov4x4?w=wall-113720075_9238/all Доехав до Бисерово остановились, ждем местных. Вдруг звонит Олег Михайлов, говорит что пикап починил и уже в Афанасьево! Вот упёртый, не сдаётся! Радостная новость. Сдерживаю всю колонну, ждем Олега, тут всего 20 километров, должен быстро прилететь. Но ждать пришлось долго, по разбитому асфальту не полетаешь)))
Пока стоим, строим планы. Со слов местных, проехать туда, куда мы собираемся - невозможно (речка Кая и бывшая деревня с одноименным названием, где в доме переночевали диверсанты). Невозможно и все. Дороги нет и речка разлилась. Летом она по колено, а сейчас и глубокая и широкая. Мы не сдаемся и рвемся в бой)
Приехал Олег наконец, и покатили в лес. В лесу грязи много, как раз то, что нужно. Вперед ехали под горку, было не особо сложно, особенно первым - почти по целине ехали) Tucson и паджерик сразу эту затею не поддержали и остались ждать нас в проходимом месте. Проехав так километра полтора-два доехали до какой-то низины, где ручей размыл дорогу. Пара нив его прошли, тяжелые УАЗы мы туда пускать не решились. Удмуртское время уже 18.00, в 20.00 будет темнеть, надо успеть разбить лагерь. Поэтому, приняли решение ехать к мосту реки Чус, к тому самому месту, где задержали диверсантов. Развернулись и начали подниматься обратно в горку. Машинами нарезали колеи, сами себе разбили всю дорогу. Подъем оказался значительно труднее, кому-то пришлось помогать. Позже сами увидите, когда видео будет готово.
Выехали на асфальт. Постояли на мосту, послушали историю про несчастных диверсантов. Историю пересказывать не буду, сами найдете в интернете, если заинтересуетесь.
Лагерь
Лагерь решили разбить на месте бывшей деревни Евдокимовская. Деревня примечательна тем, что в ней родился будущий Герой Советского союза Иван Лавреньевич Гудовских (награжден посмертно). Героя получил за форсирование Днепра во время ВОВ. Еще одна история к Дню Победы.
Примечательна деревня не только тем, что стоит в очень красивом месте рядом с могильником, но и тем, что в ней есть асфальт. То есть до деревни едешь по грязи, а перед деревней - асфальт! Учитывая, что весь день шел дождь - асфальт нам давал возможность не разбивать лагерь в грязи и сырой земле.
Поставили машины, начали готовит лагерь. На горячее - сначала местная уха - камская рыба, зюздинские овощи) аутентичная пища) Потом еще была перловка с тушенкой. Наличие двух котелков - полезная штука. В одном всегда кипяток, всегда можно пить чай/кофе, в другом готовится горячее.
Когда стемнело, несколько экипажей приняли решение вернуться домой. прощаемся, желаем удачи в дороге.
После сидели, общались, некоторые до 4 утра. А еще были страшилки по ичетиков и других местных "нечеловеков". Кстати, следы суеверий мы нашли на следующий день в заброшенных домах...
День второй.
В 7 утра по-местному времени начали просыпаться участники экспедиции. Строим планы на второй день. Решили посетить музей, в котором работает Павел Харин, тот самый, где мы были в прошлой поездке, а уже потом в городище Шудьякар. Начали готовить шурпу. Горячая пища после веселой ночи просто необходима. Кстати, ночью стало известно, что во второй день экспедиции у Юры и Жени Владыкиных 9 лет отношений) Решили как-то это отметить. Пока готовилась шурпа, одели их в свадебные наряды из мусорных мешков и устроили фотосессию)))
Отдельно стоит сказать о погоде утром второго дня. Она очень сильно менялась: каждые пол часа ярко светило солнце, потом начиналась холодная пронизывающая метель. И так до обеда. Несколько раз. Последняя метель была уж совсем жестокой - сдуло все. Начали быстро собираться и в путь. Нас ждал музей)
Посмотрели экспонаты, изучили иранское искусство, местных животных, услышали про Чудь и Шудьякар.
Поехали на само городище. Очень красивое место и очень удачное с точки зрения обороны. Но, еще красивее не само городище, а могильник, расположенный рядом. Шикарный высокий берег Камы, крутой склон и прекрасный вид. Именно там мы сделали фото на крышах машин. Времени было 16.00, надо было собираться домой. Попрощались с Павлом, поблагодарили. Обсудили дорогу домой. Решили ехать 40 км/ч, так как у чироки коробка-автомат ушла в аварийный режим и быстрее ехать он не мог. Дорога до Карсовая подсохла и стала скучно) Спасали рации, начали обсуждать какие внедорожники лучше и даже сыграли в угадай мелодию. Лишь на границе попалась грязь, вызвав радостные возгласы в эфире)
В Карсовае попрощались с воткинским и ижевским экипажами, до Глазова уже было рукой подать.
Добравшись до солдырьской горы увидели чье-то испорченное свидание. В вырытой канаве сидел сандерик. Достали его, вернули на асфальт и домой. В 19.00 были в городе. Итого 36 часов путешествия.
ИТОГИ)
Было много новых участников.
Никаких конфликтов и инцидентов, все молодцы!
Ездить по грязи мы организованно не умеем, каждый мастер, в результате стоим больше, чем едем.
Два дня - лучше чем один.
Огромное спасибо за поддержку нашим друзьям - ведущему Интернет провайдеру г.Глазова компании Глазов.NET!