СУП 2020 (Северо-уральский прохват) или ЗАПАДНЫЙ ПУТЬ на перевал Дятлова.
ЭПИЛОГ. Опять Перевал Дятлова.
Все персонажи являются вымышленными и любое совпадение с реально живущими или когда-либо жившими людьми случайно. Оригинальный сюжет был выдуман. Вымышленные персонажи никогда не пересекали границ заповедников и национальных парков и всячески будут это отрицать. Фото материалы собраны на просторах сети Интернет. Мечты должны оставаться мечтами. В ходе повествования могут обсуждаться темы табакокурения и употребления алкоголя, как то так, по другому никак).
Одним из сакральных джиперских мест является перевал Дятлова. Практически нет в этой среде людей, которые не знают про это место. Каждый год туда отправляется большое количества автопутешественников. И все они подымаются на перевал с восточной стороны, через г. Ивдель. Как говорится классическим путем. Фактически перевал является воротами ко многим замечательным и красивым местам. Но почему то пределам мечтаний большинства являются Пупы. Ну, как же одно из 7 чудес России, тут я отношусь к той категории людей сам не был, но осуждаю))). На самом деле на Вологодской грани я бывал и неоднократно, бывал и дальше. Хаживал на г. Торрепорреиз, но вот топать на хребет Маньпупунёр почему то желания не возникало. А все потому что красот и интересных мест на северном Урале хватает. И насладиться ими хотелось бы без надзора государственных органов. А тут еще всевозможные слухи о создании в районе р. Ауспии каких то непонятных толи заповедников, толи заказников. В общем, тянет нас к местам глухим и слабоохраняемым. А потому среди узкого круга ограниченных людей давно зародилась идея «прорубить» ЗАПАДНЫЙ ПУТЬ на перевал Дятлова, ну или на перевал Дятлова через Пермский Край, кому уж как больше нравится.
Немного истории:
Сборное видео для ленивых
https://youtu.be/sz3zyGidk-kНаш отчет 2014
https://izhevsk4x4.ru/forum/index.php?topic=9833.15Вообще идея Западного пути закралась в наши головы давно, ну лениво это пресекать Уральский хребет по асфальту, хочется как то сократить этот маршрут. Поэтому нами штудировались спутниковые карты, собиралась информация о различных вариантах заездов, треки снегоходчиков и т.д. А тут и единомышленники появились с аналогичным вопросом
Самый объемный интернет ресурс на эту тему
https://teron.online/index.php?showtopic=2112886Первая серьёзная попытка была предпринята нами в 2014г. Не сказать что было тяжело, но поработали мы тогда на славу, первые 10 км вычищали 4 дня, но к сожалению не смогли доехать даже до намеченной безымянной речки около километра, вынуждены были повернуть назад.
2015 год был более удачен поскольку добить эту тему собралось очень много народу. В этот год пермской команде удалось продлить дорогу на 15 км. Выйти на достаточно знаковое место и теоритически остальные 20-30 км до хребта Яныёмки были понятны для прохождения. Если бы (хорошее слово если, но не в этом случае) не сложность участка, который необходимо пройти до реки. Вообще более жесткого бездорожья я не видел. Понятно что там нет бездонных трясин, глубоких рек и это все можно не торопясь проехать, но это сочетание камней, корней и колей оказывает очень губительное воздействие на подвеску и все то что установлено на днище. Кода у меня оторвало первый бак на уазе, я только философски отметил, что именно по этому их у меня 2, но когда оторвался и второй я даже подрастерялся чуток. В общем в связи со сложностью маршрута тему эту мы для себя закрыли. А дорога продолжала жить своею жизнью. Туда устремились квадратчикии снегоходчики, время от времени и всевозможные вездеходчики наведовались. Но больных людей среди джиперов не убавляется и поэтому в 2018 году круг замкнулся. Татарская команда, как говорится сделала ЭТО. Правда представляется мне это примерно так: Добравшись до хребта Яныёмки они с переполняющим их чувством восторга позвонили Бродяге и сообщили ему, что они стоят на краю хребта, и что трек в обратную дорогу у них показывает четырехзначное число, а домой на прямую только 3, и что пермскую стоянку на реке они видят, до нее тут рукой подать, а самое страшное горы они уже прошли. На что им было сказано ну так что Вы мнетесь то давайте АЛГА. Они с дуру то и поехали короткой дорогой, как там у них было дальше пусть они сами расскажут. Но удивляться им пришлось не один раз, и желания повторить они не изъявляли.
Зато желание повторить возникло у нас и 2019г. бравая команда на трех машинах отправилась добить эту тему. Год был плохой (сырой) и поэтому тонуть они начали еще на «дорогах общего пользования». Один из автомобилей сильно устал и путешествие закончилось через 10 км бездорожья. Парни вернулись домой ни с чем. Но с сильной обидой и желанием добить эту тему, ну сколько можно из конца в конец.
Поэтому планы на 2020 год были утверждены и мы таки стартуем)))
И так предстартовый состав или СУПовой набор 2020):
Зедияров Александр, Бухань, QD32t+АКПП+мосты Тойота+пневмоблокировки в круг, резина Maxxis Creepy Crawler 38,5"/14,5;
Сергей Васильевич, Nissan Patrol Y61, резина Maxxis Trepador 42”/14,5 тут добавить нечего просто ниссан)
31.07-01.08 выезд. День ПЕРВЫЙ. План максимум, доехать до р. Няризь
Наш Суповой набор
По пути в г. Пермь забираем Спутниковый трекер Хитон. Теперь нас будет видно на протяжении всего маршрута
О том, как мы ехали, ехали и наконец приехали. Постараюсь кратко. Асфальт 615 км до г.Чердынь прошли без проблем, небольшие поломки с тросиком газа на бухани и бачком омывателя и зменением программы работы АКПП на патруле не в счет.
Чердынь последний крупный населенный пункт здесь мы произвели дозаправку до полных баков (Лукойл)
и закупили хлеб (местного изготовления, хорош тем что долго не портится и в принципе вкусный). Дальше 50 км. до Ныроба, это последний асфальтовый участок. Здесь повстречались с местным аборигеном (знакомым с теми местами),
у него уточнились как дорога на перешейке, это первый спецучасток на нашем пути. По полученной информации перешеек должен быть сухим, а это нам на руку. Тут мы попрощались с асфальтом,
стравились до полутра атмосфер и отправились в урочище Валай. С этого места не стоит верить яндекскартам, дальше начинается спецучасток.
Этот спецучасток или как его величают в нарде перешеек представляет из себя набор из гатей, бродов и самое главное колей от лесовозов и прочей техники повышенной проходимости. В сухую погоду 20 км. перешейка проходятся за три часа, когда подмочит значительно дольше, броды не глубокие и твердые, но с подмытыми, крутыми берегами. Небольшое вольное отступление про колеи, крайне не рекомендую шустрить на них, и пытаться ехать верхами в одной из поездок меня скинуло в это колею и отломило от кулака крепление поперечной рулевой тяги. Удар был очень жесткий и что то обязательно должно было сломаться. Так что лучше набраться мужества и дубасить прямо по ним. Выбрать траеторию (колею поменьше) практически невозможно, практически обязательно то что начинается как небольшое углубление закончится здоровой промоиной. Небольшой отчет как это проходит на стандарте. Нас бог миловал и мы прошли перешеек быстро. В минус ушла одна рессора с бухани, но это традиция Александр З. всегда ломает рессору на перешейке, как говорится на счастье. В этот раз он даже ремонтировать ее не стал так и поехал до вечернего лагеря. На перешейке нагнали сплавщиков на ГАЗ 66 они ехали до д. Талово. Еще навстречу попались три внедорожника их еще колея не останавливала, поэтому жизненный опыт еще не обретен, бойко скачут из колеи в колею, в общем мудрость дело наживное.
После перешейка попадаем на вполне сносную гравийную дорогу,
быстро по ней не поедешь, очень коварные поперечные промоины. В одной из таких в прошлом году загнули военный мост на бухани. Поэтому поспешаем медлено. По времени укладываемся. Добрались до р. Колва, возле д. Талово. Состоянии светового дня и экипажей позволяло продолжить движение до максимально запланированной точки, на чем и порешили. Брод через Колву представлял собой небольшую речушку вот что знаит хороший, сухой 2020г. в прошлом году здесь бушевала стихия, приходилось ждать когда спадет вода. Еще 10 км. и мы на р. Няризь, здесь встаем лагерем, дальше приемлемых мест для ночлега может и не быть. На бухани ремонтируем рессору, ставим лагерь, ужин и спать. Завтра рано вставать и далеко ехать.
02.08. День ВТОРОЙ. Ижевский трахт + кусок Пермского периода
Так повелось что дорога по которой нам предстояло ехать была проложена Ижевско-Пермско-Казанской командой поэтому отдельные ее отрезки и места получили от нас названия. Последовательность такая 10 км Ижевский трахт, дальше 15 км Пермского периода и 25 Казанского проспекта. В этот день мы вступали на Ижевский трахт, по плану должны были доехать до Ижевской стоянки на одной из безымянных речек, там нас ждала рыбалка и дневка. Встали вовремя, короткие сборы и мы едем. Отсыпанная дорога закончилась километров через 8.
Для любителей спать в домиках между р. Няризь и спецучастком такой имеется
И путь нам преградило болото.
Максисы в 38 и 42 размерах позволяют проходить его достаточно быстро. Разумеется с использованием объездов и лебедки.
Бухань у нас по традиции шла первой у нее прошла его в три лебежения.
На патруле штурмана посмотрели все нюансы и уложились в одно, может штурмана молодцы, а может 42 Трепадор, мастерство водителя в расчет не берем. Ну а дальше понеслось. Буквально за болотом на нашей карте отмечено знаковое место «Андрюшкин камень». Место это характерно тем, что в прошлом году в этом месте выдернуло из бедлока колесо на одной из буханок. Так и стало это место, для нас, называться Андрюшкин камень. Но там резина была 38, а у нас 42, поэтому, не доезжая до андрюшкиной ямы патруль разулся. Причина проста бедлоки на буханке Андрея и патруле делались одной рукой, а доработки в эти поделки внесены небыли. Ох уж этот русский авось, местные направления быстро ставят лентяев на место.
Ну чтож у нас первый ремонт, не могу назвать его серьезным, но время мы потеряли много. Задние бедлоки были разобраны, упорная полка отпилена на 3мм, все собрано назад и мы дубасим дальше.
К вопросу, почему мы любим ездить именно в начале августа
Кроме того можно попасть еще и на грибы, в этом году правда не свезло.
Ижевский трахт представляет из себя сплетение корней, камней, все это изрядно заболочено, местами по колее текут ручьи
средняя скорость автомобиля 3-5 км/час, при этом часто бывают остановки что бы убрать упавшие деревья, которые здесь бывают до метра в диаметре.
Традиционно изготавливаем памятные знаки
Местами встречаются каменные спецучастки
Машины швыряет из стороны в сторону поэтому для облегчения техники и собственного комфорта штурмана большую часть топали пешком.
До конца Ижевского трахта доехали без особых приключений, там перекусили и двинули дальше.
Шанс доехать до намеченной точки был велик, но как говорится хочешь насмешить бога расскажи ему о своих планах, ну мы и рассказали. Остаток Пермского периода нам казался полегче пройденного нами пути. Ну а дальше началось. Уж не знаю от эйфории или собственного раздолбайства водитель буханки начала штурмовать колею нахрапом, расплата не заставила себя долго ждать на этот раз была сломана задняя рессора, причем не свойственным ей образом напополам, при этом ее ещё и ресору сорвало с крепления. Тут мы опять потеряли много времени и сократили свои шансы заночевать у реки.
Дорога в самом деле стала полегче, но тут опять отличилась бухань, на этот раз напополам сломалась рулевая сошка моста.
Дело было к вечеру и было решено, что патруль поедет готовить лагерь, а бухань заварит сошку и приедет ночью на все готовое. Видать мы слишком громко разговаривали или просто испортили себе карму, но патруль ушел на километр после чего потерял управление, а проще говоря остался без рулевого. Не знаю как правильно обозвать деталь тюнинга но служит она для переноса выше точки крепления тяги панара. В общем этот домик расшатало и сломало в трех местах. Уже темнело, полянка так и манила мягким мхом, спать здесь было комфортно, поэтому разбиваем лагерь и устраиваемся на ночь.
По приезду буханки постановили, что завтра едем до конца Пермского периода и там устраиваем дневки. Быстрый ужин и спать.
03.08. День Третий. План максимум, доехать до Пермской Стоянки.
Встали по традиции вовремя, бегом собрались. Посмотрели на состояния домика от панары и приняли решение зацепить ее на штатное место, при движении до 60км/час это не влияет на ходовые качества авто.
Погода не смотря на небольшой дождик через час, другой разгулялась за 20 градусов и солнечно, при этом кровососов практически не было. В Воздухе витало предвкушение скорой рыбалки и отдыха. Пока патруль закреплял тягу на место, буханка унеслась вперед. При пересечении небольшого ручейка штурмана в заводи углядели рыбу. И они решили порыбачить.
Клев оказался отменным местная рыба опарыша в жизни не видала поэтому только успевай, забрасывай. По приезду патруля двинулись дальше. Дорога мало чем отличалась от вчерашней, поэтому штурмана считали за благо идти пешком.
На маршруте несколько суровых болотин, но все они корткие и лебедкой надо только слегка помочь автомобилю выбраться.
Без поломок не обошлось и сегодня, на патруле опять выдернуло из бедлока резину, на этот раз на переднем колесе. Разбирать не стали ослабили гайки и затянули по новой. В ходе ремонта выяснили что ступица болтается, подтянули и ее. Пока ремонтировали патруль, бухань уже вышла на пермскую стоянку и вовсю рыбачила.
Это был первый раунд борьбы поплавочников и нахлыстовиков, пока поплавочники вышли в безоговорочные лидеры.
По приезду в районе 17.00 нашли красивое место с небольшим пляжиком и остановились в на дневки,
здесь нам предстояло простоять два три дня, передохнуть, подремонтироваться, ну и двигать дальше
Не много специфичного мужского юмора под занавес