Экспедиция "Государева дорога" (24-25 июня 2017 года). ОТЧЕТ.
Экспедиция на тему Сибирского тракта задумывалась очень давно и "лежала на поверхности", так как тема постоянно звучит, тракт старый и нам близкий по сути.
Главная цель поездки - пройти путь максимально приближенный к старому тракту, особенно взять лесной участок от Нижнего Пинькая до деревни Чепык (была информация, что по этим шести километрам давно никто не ездит). Кроме того, в планах значилось посещение Дебесского музея истории Сибирского тракта и осмотр местных достопримечательностей, в общем, познакомиться с историей Сибирского тракта. Если быть точнее, то путь, указанный в регламенте мероприятия должен был быть таким:
День 1. Маршрут: Глазов - Кестым - Балезино - Нововолково - Пулыб - Поломское - Октябрьская ГЭС - Полом - Малый полом - Нижный пинькай - дремучий лес (просека) - Чепык - Тольен - Варни - гора Байгурезь - Куинь серго. Стоянка, ужин.
День 2. На рассвете фотосессия в реке. Завтрак. Едем в Дебёсы в музей Сибирского тракта.
Выложили в группе информацию, открыли регистрацию. За неделю до поездки было зарегистрировано всего 6 участников. Казалось бы, ничего не предвещало....
Итак, утро, 24 июня к месту старта начинают подъезжать автомобили. Для участия зарегистрировалось 24 машины. Не все это сделали в установленный срок, но мы не злые и иногда закрываем глаза на условности (а зря!). В последствии появились еще участники, количество машин в пиковый момент достигало 28 единиц, а количество участников - около 60 человек. Так много не было никогда. И состав никогда не был таким разношерстым: маленькие дети, фотограф в кросовочках, опытные участники на злых уазах, фото модели и алкотуристы... У каждого были свои ожидания и планы и, как оказалось, у всех они были разные и регламент многие из них в глаза не видели.
Из интересных автомобилей можно выделить кроссовер Tucson Юры Владыкина на шоссейной резине. Регламент экспедиции настоятельно рекомендовал на таких машинах не ехать, но рекомендация - не запрет, поэтому, взяли и такую. Остальные машины вполне соответствовали требованиям установленного регламента.
С музеем в Дебесах договорились, что приедем к ним в воскресенье. Такой расклад позволил нам не гнать в субботу, проходить запланированные точки на маршруте и не сворачивать на асфальт из-за боязни не успеть в срок. Так же договорились с Сергеем Корепановым (Балезино), что участок от Балезино до Октябрьской ГЭС проложит он и поведет всю команду за собой, так как лучше знает эти места.
С незначительным опоздание выехали в сторону Лекшура и дальше на Кестым (в последствии этот участок окажется чуть ли не единственным участком Сибирского тракта, по которому мы проедем). Как и в прошлом году, мы уткнулись в размытый ручьем овраг у Омутницы, из-за чего нам пришлось выехать на трассу и вернуться на маршрут в Кестыме. Далее по асфальту в Балезино.
Дальше по плану у нас были "красоты Балезинского района". Сергей Корепанов, подойдя к составлению порученного маршрута со всей ответственностью погнал нас по коровьим тропам. Сначала в сторону реки Чепца, потом по берегу в лесок и в сторону Такапи. Получилось первое испытание. Стандарт садился сразу, резина мылилась, участники радовались первой грязи и комарам. Пол часа мы точно этому участку посвятили. Потом пару раз брод через Юнду. После первого брода был крутой подъем, с которым не все справлялись с первой попытки. Здесь же начались первые проблемы с техникой. Вылетел передний мост на уазе Антона Пестова. Этих поломок, особенно по приводам, будет потом несчетное количество.
Далее мы пробирались полями и заброшенными деревнями в сторону ГЭС, доехали до лесной дороги, по которой по плану Сергея Корепанова должен был пройти наш маршрут и увидели там настоящее болото. Почесав затылки приняли решение туда не соваться. Свернули на высоковольтку и поехали в сторону деревни Поломское. Дорога ничего сложного не предвещала, ездили по ней не раз. Но не тут то было. В лесу нам попался глиняный участок. Подъем в гору, метров 300, вывернутый лесовозами так, что они сами, наверное там бы уже не проехали. Груженый точно не поднялся бы. Колея глубиной сантиметров 80. Шансов нет. Сергей Корепанов, как человек ответственный, пытается найти выход. Делает неудачную попытку на ниве взять этот подъем, но садится через 10 метров. Видим, что слева есть какой-то старый объезд, но съезжать на него неудобно и заканчивается он наверху болотом. Ситуация может показаться безвыходной, но руки никто не опускает. Роман Зырянов на самом злом уазе делает попытку подняться в гору взяв левее. Задумка такая - он протопчет нам колею и мы все поднимемся. Балезинцы пытаются пройти этот объезд слева. Мы слышим, что вверху начинают работать бензопилы, значит пилят обход болота. Появляется надежда. Ижевчане берут лопаты и начинают подготавливать съезд на объездной участок. В это время вся колонна стоит и ждет. Работы закончились, пора в путь. Не без труда и не без мата вся колонна проходит этот участок. Простояли долго. Надо нагонять, еще больше половины маршрута впереди. Проехали несколько сот метров - снова стоим. Та же история, только теперь на спуске. Топчем колею. Выбрались. Много "раненных" машин.
В конечном счете, выбрались к деревне Туга. Надо ехать на ГЭС и Полом, надо еще проходить главный спецучасток в 6 км по старому Сибирскому тракту, а времени уже 17.00. Принимаем решение туда не соваться, а ехать сразу в Дебесы. Надо еще лагерь успеть разбить и поужинать. Выехали к Зуре и по М7 в сторону Дебес. Добрались до Куинь серго и разбили лагерь.
Место, судя по всему, у местных популярное, облагорожено и сильно замусорено. Одноразовая посуда, бутылки - этот мы увидели в достаточном количестве. Разбиваем лагерь, ставим палатки. Готовим гречневую кашу с тушенкой.
Отдыхаем, общаемся, ругаемся, анализируем результаты прохождения сложного маршрута за день. Делаем оргвыводы. Главный из которых - обеспечить полное отсутствие алкоголя в течение дня, вводить строгую дисциплину, усовершенствовать систему управления экипажами, распределять обязанности между всеми участниками (включая пассажиров). Без слаженной работы и самоотдачи каждого участника невозможно ставить серьезные задачи.
Замечательным украшением вечера стал Алексей Пузенцов, исполнивший под гитару несколько песен. Уже под утро уходим спать.
На второй день у нас был прекрасный кофе, шурпа (спасибо нашим девушкам, особенно Евгении Владыкиной).
Делаем с утра доброе дело: берем мешки для мусора и убираем весь мусор в этом замечательном месте.
В музее нам надо быть к 13.00, планируем выезд в 12.00. Завтракаем, собираемся и в нарушение всех возможных пунктов регламента, колонна выдвигается в Дебесы в свободном порядке, оставив организатора позади. Самодеятельность приводит к тому, что все разбиваются на группы и теряют друг друга, к музею приезжают позже организатора. После ночного разбора полетов выводы так никто и не сделал.
Музей истории Сибирского тракта в Дебесах оказался обычным краеведческим музеем из трех залов, лишь один из которых был по нашей теме. Здесь нам рассказали о том, каким был тракт, кого по нему возили/водили. Рассказали о горе Байгурезь, о том, какие удмуртские легенды и мифы с ней были связаны (эта часть показалась даже интереснее, чем часть о Сибирском тракте). Если честно, то музей особо яркого впечатления не произвел. Интересным показался факт при оплате посещения: с нам взяли деньги за всё) Максимальную цену за каждого по прайсу, за детей, за то, что фотографировали, за работу каждого экскурсовода... Мы не жадные, все в порядке. Но это было странно, потому что мы были в разных музеях, в том числе более содержательных, но такого коммерческого подхода еще не встречали.
Дальше была дорога домой.
Балезинцы уехали первыми. Моноприводные раненные машины поехали по асфальту. Несколько экипажей решили ехать в Глазов через ГЭС и Полом. ГЭС мы смотрели под дождем, поэтому прошло все быстро. В Поломе сфотографировались у остатков памятника Александру II и уже потом по дорогам общего пользования домой.
Общая протяженность поездки из Глазова составила 310 км и заняла 35 часов.
Благодарности:
1. Всем участникам за терпение и желание идти до конца. Не сдался никто! Особенно тем, кто активно содействовал продвижению колонны вперед, помогал с ремонтом другим, пилил препятствия и работал лопатой.
2. Компании Глазов.NET за поддержку наших экспедиций.
3. Магазину пиротехники "Трах-БАБАХ" за цветной дым для фото.
4. Всем кто нас кормил горячим!
4. Всем вам, дорогие читатели, что прочитали этот отчет до конца)
Впереди у нас новые поездки и новые мероприятия. Следите за анонсами в группе!
П.С. На Байгурезь мы так и не попали. Хотя могли(((
П.П.С. Фотосессия с девушками у Куинь серго состоялась, хоть и не в том составе и не совсем в воде. Скоро вы все увидите)
Фото в альбоме по ссылке:
https://vk.com/album-113720075_245261047