Автор Тема: Вятский Спас 2, заброшенные церкви 14-15 июля  (Прочитано 1463 раз)

Оффлайн Алексей Золотов

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 119
  • Kарма +3/-0
  • Едем!
Экспедиция "Вятский Спас 2" из Глазова. Регламент.

14-15 июля 2018 года состоится экспедиция к заброшенным православным храмам по территории Удмуртской Республики и Кировской области! Мероприятие двухдневное, общая протяженность маршрута более 500 км.

Мероприятие проводится при поддержке наших друзей, ведущего Интернет-провайдера города, компании @glazovnet!

Маршрут экспедиции:
Глазов
- Карасево (Ядгурецкое), Глазовский район место, где стояла Свято-Троицкая церковь
- Елово, Свято-Троицкая церковь, самое старое каменное здание в Удмуртии
- Крест на месте Верхочепецкого мужского монастыря
- Демаки (родник)
- Мудрово. Заброшенная деревня, домов уже нет, только колокольня церкви Рождества Христова
- Зуевка, Церковь Спаса Нерукотворного Образа (старая деревянная, переделана из жилого дома, говорят действующая, но по субботам храмы бывают закрыты - выходной)
- Сезенево, Храм Казанской Иконы Божией Матери
- Роговское (Павловский завод) – Сретенская церковь
- Ярославль, Светозарево (просто населенные пункты с красивыми названием на маршруте)
- город Слободской, ул. Глазовская (проезжаем рядом, нельзя не заехать на эту улицу!)
- Ильинское (Холуницкое). Церковь Илии Пророка
- Прокопье (Вознесенское), Вознесенская церковь
- Сырьяны (Сырьяно-Николаевское), очень красивая белая Сырьяно-Никольская церковь с башней-колокольней
- Всехсвятское (Сырьяно-Всесвятское), церковь
- Белая Холуница, Черная Холуница
- Омутнинск
- Залазна (кладбище с древними чугунными надгробиями)
- Глазов

Музеев в программе этой экспедиции нет.

Возможны незначительные изменения маршрута
Ночуем там, где застанет вечер (чтобы не смотреть храмы в темноте).
Трасса 50/50 асфальт/грунтовка
Усложнения трассы делаем во второй день

К участию допускаются только полноприводные автомобили класса "отчаянный стандарт" и выше.

Сбор 14 июля с 7.00, традиционно на парковке за ТЦ "Пассаж" (Глазов, пл. Свободы, д.1). Выезд в 8.00.

Обязательный оргвзнос со всех участников в размере 500 рублей с человека (в него входит посещение музеев, ужин, наклейки и другие организационные расходы). От взноса освобождаются дети, эксперты и видеооператор.

Оргвзнос необходимо сделать ПРЕДВАРИТЕЛЬНО! Его необходимо внести до конца дня 12 июля. При отказе от участия в экспедиции оргвзнос не возвращается.
По оргвзносу уточняйте по тел. 89199089425.

К участию не допускаются жесткие алкотуристы.
Организаторы экспедиции имеют право снять участника (или не допустить) с мероприятия по следующим причинам:
1. Поведение экипажа, мешающее нормальному проведению экспедиции и другим участникам.
2. Состояние алкогольного опьянения экипажа во время прохождения маршрута.
Едем дружной компанией с полной отдачей и взимовыручкой!

В случае поломки автомобиля, организаторы экспедиции доставляют поврежденный автомобиль до ближайшего населенного пункта, далее участник самостоятельно решает вопрос о транспортировке транспортного средства на ремонт.
В случае поломки, экипаж сломанного автомобиля может продолжить экспедицию в качестве пассажиров при наличии свободных мест в других автомобилях.

Организаторы экспедиции не несут ответственность за повреждение автомобилей в процессе прохождения маршрута (повреждение механизмов, ЛКП, элементов кузова и пр). Вся ответственность за повреждения лежит на непосредственном виновнике произошедшего.
Необходимый запас бензина, газа и провизии иметь при себе обязательно!

Форма одежды: по погоде.

Спецсредства спасения автомобилей иметь при себе (лопаты, тросы, домкраты и пр).

Для участия в экспедиции необходимо зарегистрироваться до 07.06.18 (включительно) здесь: https://vk.com/topic-113720075_38986761
Необходимо указать ИФ, марку автомобиля + количество пассажиров (в том числе детей, указывайте отдельно).

Если у вас нет внедорожника и вы хотите поехать "туристом", пишите в этом же обсуждении, возможно вас кто-то возьмет к себе на борт.
« Последнее редактирование: 04 Июль, 2018 г., 09:02 от Зедияров Александр »

Оффлайн Алексей Золотов

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 119
  • Kарма +3/-0
  • Едем!
Экспедиция "Вятский Спас 2", 14-15 июля 2018 года. ОТЧЕТ
Эпиграф: Хочешь рассмешить бога - расскажи ему свои планы. Вуди Ален.

Современная Кировская область изобилует огромным количеством заброшенных деревень, сёл и храмов. Когда-то, она была густо населена русскими глубоко верующими людьми, которые оставили после себя большое количество интересных сооружений, к которым мы, в очередной раз, решили отправиться. Поездка планировалась прогулочно-ознакомительной, без каких-либо сложных участков. А раз сложных участков нет, можно замахнуться на большое расстояние и сделать круг в 500 км. Так маршрут и построили. Едем на 2 дня и увидим 17 различных объектов.

Погода была прекрасная, мы в количестве 14 человек (включая двух детей) встретились на старте. Едем на трех машинах: Макс Дряхлов на своем недавно приобретенном Патриоте (резина шоссейная, почти лысая), Дмитрий Русинов из Ижевска, на точно таком же белоснежном Патриоте (резина АТ) и Алексей Золотов на древнем Ниссане (резина АТ). С нами Катя Родченкова с фотоаппаратом, ребята с телекомпании Гарант Глазов: с камерой Павел Баженов, с микрофоном Павел Яскин. Так же, с нами в дорогу отправился представитель Русской Православной Церкви (Глазовской епархии) Назаров Олег, служащий в церкви алтарником. Церковь хотела сначала с нами отправить представителей Общества трезвости (!!!), но что-то не срослось и Олег поехал сам.

Учитывая лёгкость первого "Вятского Спаса", все прибыли в шортах, майках в хорошем расположении духа, настроенные на легкую летнюю авто прогулку.

Пока собирались, к нам с напутствием подъезжали семья Возяковых и Антон Плут с Сергеем Даниловым.

Уже традиционно проводить нас вышли церковные люди, нас окропили, пожелали нам ангела в дорогу и мы стартанули...

Следует отдельно добавить важный момент, который оказался в последствии решающим в этой экспедиции. При планировании маршрута, один из участников, а именно Вячеслав Дубровин, предложил пройти небольшой участок в 12 км по старому Сибирскому (Екатерининскому тракту) от села Низево до села Спасо-Заозерье. Идея показалась здравой: у нас будет хотя бы один маленький участок бездорожья, мы практически в самом начале испачкаемся в грязи весь остальной путь будем ехать в боевой раскраске, к тому же, не придется делать большой крюк. На том и порешили.

Еще больше уверенности нам придала информация от Романа Зырянова, полученная им от местных, которая однозначно сообщала, что дорога там есть и по ней ездят!

Для того, чтобы ехать было веселее, на старте мы раздали задания: каждую церковь будет искать один из экипажей, получая задание непосредственно в пути (как мы делали в Удмуртской кругосветке). Для девушек было свое задание: приготовить горячий ужин имея бюджет в 100 рублей (на самом деле все было закуплено заранее, но хотелось посмотреть, как наши девушки будут общаться с местным населением, какой креатив проявят). В последствии, по объективной причине, нам станет не до этих заданий, будут новые - выжить!

Первая остановка - село Карасево (деревня Ядгурецкая). Место, где когда-то стояла Свято-Троицкая церковь. Немного пообщавшись едем дальше.

Следующая наша остановка - Елово, Свято-Троицкая церковь. Про Елово мы уже много говорили, показывали и писали. Подробно рассказывать не будем, сами найдете в интернете.

Но если коротко - эта церковь самое старое каменное здание в Удмуртии (1795 год), а само село Елово - первая удмуртская деревня принявшая христианство, первая удмуртская деревня, в которой построили церковь (сначала деревянную, информация с православных сайтов).

Едем дальше. Крест на месте Верхочепецкого мужского монастыря. Еще одно известное нашим ребятам место. Именно здесь началось православие на наших землях. Здесь оно зародилось, закрепилось и пошло дальше на восток. За 150 лет своего существования монастырь пережил расцвет и полное уничтожение. Будучи деревянным, монастырь полностью сгорел...

Обсудили и этот момент, выдвинули версию о том, что монастырь мог не сгореть сам, а был подожжен, например, из-за неприятия реформ патриарха Никона. Но это только версия.

Здесь же обнаруживаем большое количество клубники под ногами и какое-то невероятное количество оводов. Спасаясь от них прыгаем в машины, едем дальше.

Освященный родник в деревне Демаки. Останавливаемся, чтобы умыться. Макс Дряхлов сообщает, что у него незначительные проблемы с генератором - не идет зарядка. Ничего страшного, сейчас поменяем диодный мост (есть запасной) и поедем. Потеряв в общей сложности около 40 минут, едем дальше.

Село Низево, Церковь Троицы Живоначальной

Вроде солнце светит - а в селе совершенно размытые дороги, видимо от того, что находится в низине. Пришлось подключать передний привод - машина просто не выгребала пока ехали к церкви. Добрались, встали у какого-то дома, рядом с которым было много разной разобранной техники. Вышли, идем. Как только подошли к остаткам церкви, секунда в секунду грянул гром! Начал лить дождь. Бегло осматриваем церковь (точнее то, что от нее осталось), делаем вывод, что она было очень большая и вытянутая. Убегаем в свои машины прячась от дождя. Тут к нам выходит парень из дома, у которого мы остановились. Спрашиваем у него, можно ли проехать до Спасо-Заозерья. Уверенно отвечает, что можно. Говорит, что по этой дороге егеря на шишиге ездят, всю дорогу утоптали, нормально проедете... Придал нам большей уверенности в выбранном маршруте! К тому же, сказал, что церковь там восстанавливают! Значит село крепкое, подумали мы) Едем дальше!

Надо сказать, что яндекс-навигатор видит дорогу до урочища Левинцы, как раз между Низево и Спасо-Заозерье. Поэтому, вообще никаких предпосылок к тому, что будут проблемы у нас не возникает) Время шло к обеду...

Едем полевыми дорогами, лужайками, какими-то объездными дорогами, иногда сбиваемся с пути, возвращаемся, едем снова. Неожиданно встречаем в лесу Ниссан Патрол на грязевой резине с волгоградскими номерами. Потом его хозяев, гуляющих по лесу. Интересуемся, если ли дорога на Спасо? Отвечают что не местные... Какого лешего их носит в этих лесах???

Едем дальше. Непонятный участок в 12 км тихонько заканчивается, начинаются перелески, заболоченные и размытые участки дороги на месте заброшенных деревень. Застреваем, выбираемся, снова застреваем. Оводы, мухи, комары лезут куда только можно, садятся и кусают тебя из расчета 3 шт на квадратный сантиметр кожи (напомню мы в шортиках и маечках). В общем легко, весело и непринужденно, как это обычно бывает.

Дорога становится все хуже и хуже. В один прекрасный момент у Макса полностью отказывается работать гена и садится аккумулятор. Садится второй патриот, потом и Ниссан. Для того, чтобы картина стала еще идеальнее, начинается дождь. И вот мы в черт знает где, все три машины засажены, оводы/комары/мошкара в каком-то неимоверном количестве, дождь, лужи и грязь. Благо есть хоть какая-то связь...

Макс звонит Ивану-Автопилоту в Глазов, пытается найти генератор на Патриот. Подключается Саша Санников к поиску генератора (найти генератор в субботу вечером в Глазове — задача не простая). Нашли! Дальше придумали вот что: Иван привезет его в Спасо-Заозерье по асфальту (ну если церковь восстанавливают, значит село большое, до него в любом случае нормальная дорога есть, тем более ее навигатор показывает). Доползем до него и там гену поменяем!

Стоим мокнем. Понимаем, что надо идти в деревню за трактором. Навигатор говорит, что это всего 3,3 км. Первой вызывается идти в деревню Катя Родченкова. Не пускаем. Идем сами. В деревню отправляются Алексей Золотов и Слава Дубровин. Идем весело. Падаем, проступаемся. В галошах болотная грязная вода, сами уже с ног до головы в грязи, но оптимистичны. Где только наша не пропадала - она пропадала везде! Выберемся! Тем более, деревня должна быть большая, кто-нибудь все равно лесом занимается, техника должна быть!

Три километра показались каким-то очень большим расстоянием! Пока шли увидели разрушенный мост, через который точно не проедем...

Показались первые разрушенные дома и ровный ряд столбов...

Представьте себе картину... Мы заходим в деревню в полной тишине. Деревня в лесу, деревья. Стоят дома, штук двадцать, не меньше. Часть из них какие-то бараки. Церковь в центре, красивая, бело-голубая. И НИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА НА УЛИЦЕ!!! Как в фильме ужасов! Начинаем ходить по деревне, искать людей. ИХ НЕТ!!! Жутко! Вдруг увидели какой-то загон для скота и мужика, работающего вилами. Мы к нему. Долго искали, как подойти в этом загону... Когда подошли - мужик исчез. Кричим ему - никто не отзывается! Видим дальше гараж. Часть техники разобрана. Стоит старый ЗиЛ 131, пара белорусей и пр. И снова - ни души! Заходим в какую-то мастерскую. Инструмент разложен, видно, что кто-то только что тут работал... И НИКОГО...

Выбираем на наш взгляд самый обжитой дом и двигаем к нему. Тут нам навстречу идет тот самый старик с загона. Ну слава богу! Дед представился Алексеем. За 5 минут нашего общения, он рассказал нам, что живет тут один, что дорог здесь нет совсем, чтобы мы убирались отсюда куда подальше, помогать он не будет, что мы дураки и эту дорогу после Екатерины никто не поддерживал, что техника у него не работает и солярки нет совсем! Что бараки - это у охотучилища, сюда егеря ездят на практику. В общем, типичный ворчливый дед. Настоящий русский. Обматерит, выругается, но не бросит.

Пошел будить сына Сергея, говорит, если он согласится, то поможет (Сергей приехал к отцу на выходные). Но за солярку надо будет заплатить. И в его деревню ехать не надо, за ней точно такая же дорога и мы там не проедем... Говорит, раз сюда приехали, значит и обратно получится. Рассказываем ему про то, что прошел дождь и обратно мы выехать не сможем, что у нас одна машина совсем не живая, что там женщины и дети...

Выходит сын Сергей. Мы радуемся! Это наше спасение! На часах уже около 3 часов дня.

Снимаем аккумулятор с беларуся, ставим на ЗиЛок и едем к нашим! Как напутствие, дед говорит сыну: если засадишь Зил, бросай его на*ер и иди сюда, зимой достанем. Мы воспринимаем это как шутку) Едем, Сергей пробирается какими-то дремучими объездами. Наши, услышав звук двигателя запускают в небо сигнальные ракеты! Безумно рады друг другу и предстоящему спасению. Убеждаем Сергея в том, что нам надо в их деревню и никуда иначе! Он соглашается. Думаем, как будем вибираться. Самое разумное, цепляться тросами за ЗиЛок и пусть он нас тянет до деревни, но сначала надо каждого вытащить...

Сергей начинает маневрировать чтобы лучше в нам подъехать задом и... садится в сырую колею... НАШ ЭВАКУАТОР ЗАСТРЯЛ!!! ЗИЛ 131!!! ТРЕХМОСТОВЫЙ!!! ЗАСТРЯЛ!!!! ААААААА!!! КАК ТАК???

Но сил на эмоции уже ни у кого нет.... Начинаем его откапывать... Бесполезно... Дело к вечеру...

Сообщаем Ивану-автопилоту, чтобы в Спасо-Заозерье не совался. Оставил гену где-нибудь в Зуевке на заправке. Добравшись до Спасо-Заозерья, отправим машину или две до Зуевки привезти гену и за ночь отремонтируемся. Мечтаем о том, что второй день выйдет солнечным и по сухой дорожке добьем эти 500 км. Наивные)

В дали послышался звук беларуся. Чертов дед решил все-таки помочь! Наверное не нам, конечно, сыну своему, но мы его просто так не отпустим. Приехал, не сразу нас обнаружив. Трактор почти на сухом баке, заднеприводный и с неработающей блокировкой... Ну хоть какой-то! И он хотя бы двигается - все остальные застряли! Цепляет ЗиЛ. Дергает - бесполезно! Наверное час боролся... Вытащил!!!!! Мы, стоя под дождём, искусанные, грязные и насквозь промокшие радовались так, как будто сборная России Чемпионат мира по футболу выиграла. Это было НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ!

Дальше дело техники: трактор достал всех по одному. Решили поступить так: ЗиЛ цепляет живые машины и мы паровозиком едем в деревню. Трактор берет на себя сломанный Патриот Макса. Так и поехали. Зил впереди, беларусь с Максом сзади. В какую-то горку беларусь не смог поднять Патриот, решили поменяться. Патриот Макса потянет ЗиЛ, а две живые машины, которые гребут сами - трактор. Едем дальше. Вдруг снова останавливаемся. Дед нам сообщает, что Зил засадил Макса в какое-то дерево и нужен топор. ЗиЛу из-за кузова ничего не видно...

Через какое-то время дед возвращается и мы едем дальше. Заезжаем в деревню, останавливаемся около церкви. Дед согласился оставить нас в своей деревне, выделив половину какого-то барака в котором нет электричества. Мы радостно воспринимаем это. Встаем, переодеваемся в сухую одежду (второй очень счастливый момент экспедиции). Смотрим барак, приносим дрова. Темнеет. Макса по-прежнему нет, видимо засадили в дерево крепко. Над нами летают летучие мыши. Разводим костер, надо поесть горячего. Готовим ужин, достаем алкоголь. В голове смешанные чувства, в крови адреналин. Чертовски все устали. Привозят Макса. Наконец все в сборе. На улице кромешная тьма.

Решаем в Зуевку глядя на ночь не ехать. Будет хуже, если застрянем ночью на незнакомой дороге. Решили ехать рано утром, стравим будильник на 5 утра. Дед говорил, что доезжает на УАЗике до Зуевки за 1,5 часа. Значит мы быстрее доберемся! Расчет такой: в 5 утра выезжаем в Зуевку, через 3 часа вернемся обратно. Собираем Патриот Макса и через полтора часа снова в Зуевке. Потом попробуем доехать до Слободского, посмотрев еще несколько храмов. Макс проклинает все на свете, говорит, что, как только выберется - сразу домой, ни в какой Слободской он не поедет.

Ужинаем, общаемся, уходим спать. В бараке, который нам выделили, комаров оказалось не меньше, чем на улице. Все ночь они пищали и не давали спать. Приходилось надевать куртку с москитной сеткой и спать в ней. Было очень жалко детей, они перед комарами оказались совсем беззащитными...

День 2.

Встаем в 5 утра. Пьем кофе и стартуем в Зуевку. Дорогу не знаем совсем, но дед предупредил: не по дороге надо ехать, а по его следам! Выезжаем на двух живых машинах. Дорога непонятная, где-то приходится прокладывать ее самим ориентируясь по направлению на поселок Чепецкий. Застреваем, выбираемся. Стравились. Стало полегче. Посреди Чепецкого застряли оба, оказалось надо было ехать огородами. Вытащили руками сначала Ниссан, потом Патр. Добрались до твердой дороги и в Зуевку! Ехали в один конец 3 часа вместо 1,5! Забираем гену на заправке, пьем кофе. Привлекаем к себе большое количество внимания из-за грязи на машинах. Дело привычное и даже немного приятное. Ищем хозяйственный магазин, чтобы купить полотно для ножовки. Один болт на старом гене не откручивается - будем пилить. Подождав открытия магазина, берем все необходимое, едем обратно теми же тропами, которыми приехали.

На обратном пути у Ниссана на какой-то кочке проваливается левая передняя подвеска. Полностью. Подкрылка ложится на колесо. Причина непонятна. Но он едет! Хрен с ним, продолжаем! Скрипит, трет, но едет! Доезжаем до узкого лога, где положена березовая гать. Патр проходит спокойно, заниженный Ниссан втыкается в эти березы, садится защитой. Ни туда, ни сюда. Немного помучившись, бросаем раненного терранозавра едем на УАЗе к нашим. На обратном пути вытащим!

Приезжаем в деревню. Время уже к обеду. Прошли сутки после того, как у нас начались приключения с обратной стороны Спасо-Заозерья. СУТКИ!!! Ровно сутки мы были в плену у это деревни!

Пока нас не было, ребята обошли всю деревню, дети устроили гончарную мастерскую, достав глину из колес Патриота Макса. Дед им открыл церковь и они смогли сполна насладится её красотой!

Макс ставит новый генератор. Собираем вещи. Даем интервью парням из Гаранта. Надо выбираться из этой деревни нафиг! Нервы на пределе, силы тоже!

Приходит информация, что Денис Лысков в Фалёнках, недалеко, если нужна какая-то помощь, он готов приехать. Предлагаем ему забрать пассажиров Ниссана, так как судьба его пока непонятна. Так же просим его найти какой-нибудь сервис в Зуевке, который работает в воскресенье.

Собираемся, выезжаем. Доезжаем до Ниссана. Общими усилиями людей и машин вытаскиваем его из березового плена. Дальше Ниссан едет сам, пассажиров рассадили по оставшимся двум машинам. Едем в сторону Зуевки, в дороге встретив Дениса. Решаем уже никуда не соваться - до Зуевки и домой. В Зуевке зафиналим у деревянной церкви, к которой Патры и отправились. Ниссан сразу в сервис. Деревенский сервис заниматься машиной не захотел, на яму не пустили, пришлось самим поднимать машину и разбираться. Пока лечили Ниссан, оба Патриота стартанули с сторону дома - ни сил, ни времени уже не оставалось.

Было видно, что у Ниссана провернуло торсион, но как на скорую руку это поправить - не ясно. Созвонился с нашими ребятами из автосервиса "Автоспец". Решили оставить как есть, попытаться добраться до Глазова. Денис Лысков выехал первым, Ниссан скрипя и пугая прохожих за ним.

Пока выбирался из Зуевки наткнулся на ту самую деревянную церковь, у которой решили закончить экспедицию. Вот и закончил.

Домой приехал в 21.30 второго дня полностью опустошенным: пришлось испытать полную безнадежность и почти чудесное спасение!

Это получился настоящий "Спас" (вообще церковные спасы бывают в августе, поэтому, сначала этот спас казался каким-то ненастоящим). Мы прочно и безнадежно застряли, но были СПАСены, мы около суток провели в окрестностях села СПАСо-Заозерье...

В конце хочется сказать большое спасибо всем участникам, за то что пережили это! Что никто не отчаивался и продолжал бороться до победного конца!

Спасибо компании Гарант Глазов за то, что поддержали нас и отправили команду с нами!

Спасибо Кате за прекрасные фотографии!

Самое большое спасибо деду Алексею, за то что не бросил нас, вытащил. За то, что живет и держит село один, за то, что восстанавливает церковь. Знаю, что никогда он это не прочитает, но все равно. Спасибо тебе! Крепкого здоровья и долгих лет!

Состав участников экспедиции:

Макс Дряхлов, дочь Евгения, Антон Баженов, Настя Егорова, Дмитрий Русинов, Павел Баженов, Павел Яскин, Екатерина Родченкова, сын Ярик, Алексей Золотов, Марина Елькина, Олег Назаров, Вячеслав Дубровин
Фото можно посмотреть здесь: https://vk.com/album-113720075_255202258
« Последнее редактирование: 23 Июль, 2018 г., 10:19 от Алексей Золотов »

Оффлайн TIMON

  • Клубень
  • Мегаджипер
  • *****
  • Сообщений: 3260
  • Kарма +15/-0
За то, что дивет и держит село один, за то, что восстанавливает церковь.
Ошибка наверное тут, а в остальном красавчики, советую ещё перепроверить, по-моему ещё где то ошибка была

Оффлайн Алексей Золотов

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 119
  • Kарма +3/-0
  • Едем!
Поправил)