12 августа, четвергНа этот день у нас было спланировано закладка тайника геокешинга, посещение бывшей ИТК находящейся неподалеку от деревни Талово, и пробег до куда нибудь в сторону Ныроба, по возможности в новое место. Планируя эту поездку мы совершенно забыли о геокешинге, даже не посмотрели есть ли уже в тех местах тайник. Теперь вот оказалось что его и небыло, мы стали первыми, но тоже не подготовились заранее, поэтому пришлось импровизировать. Тайник сделали из найденного чугунка, в который положили поджопник, тарелку с кружкой, и небольшую баночку со спиртом, опломбировав ее найденной в загашнике наклейкой. Накрыли это дело тазиком и прикопали у одинокой сосны.
Сфотографировавшись на прощанье на фоне деревни мы выехали по уже пройденному пути в сторону Талово. Из машины на обратном пути уже почти не выходили, лишь при прохождении засад посерьезнее. Да и сама дорога заняла гораздо меньшее время. Правда в одном месте дорогу перегородило упавшее дерево, которого раньше не
было. Пришлось доставать пилу...
Доехав до реки Ямжач, Серега на чирке спустился в воду по склону, по которому еще пару дней назад на лебедке вползал вверх, и остановился в сторонке, подождав когда на бампер сзади сядут Кирк с Овером, поленившихся одеть сапоги. За что и поплатился — умудрился остановиться в самой топи.
Дернули назад уже спустившейся в воду буханкой и поехали вовсвояси. Выезд на противоположный берег был совсем пологий, поэтому заехали туда все своим ходом. Дальше еще одна засада где Мутант сидел на пеньке. Чирок опять плавно переезжает ее, пару раз легко залебедившись. А вот буханка опять попадает в ту же самую колею, которую недавно сам и нарыл. Там мы добиваем трос на его лебедке, который без клюза совсем перетерся об край барабана, развоачиваем чирка, упирая мордой в дерево, при этом поднимая бухань из колеи джеком. Еще минут десять и бухань уже на свободе.
Дальше нас ждет только небольшая засада. Но тут джип заартачился и начал греться. Всю дорогу туда он вел себя хорошо, а тут вдруг заупрямился. Пришлось сдклать неольшой привальчик, во время которого, почистили радиатор от пуха и семян травы, покрывшими его ровным слоем. Потом включив печку на полную громкость (а на улице было далеко не холодно) для лучшей теплоотдачи поехали дальше. В Талово уже никого не было — все рыбаки с того места снялись, туристов тоже не наблюдалось. Выехав из Талого на хорошую дорогу через другой заезд, представляющий засохшие колеи от тех же шишиг (триал еще тот) мы свернули в сторону заброшенного ИТК. По пути переехав вот через такой альтернативный мостик.
Вскоре достигли самого поселения. Размах его очень впечатлил. Особое впечатление для пропитого технаря оставила электростанция — в здании стояло два судовых шести цилиндровых дизеля, каждый поршень которого был размером с ведро. Роторы генераторов правда лежали рядом, со снятой медью — цветмет от тудова уже давно вывезен, хотя чермета там оставалось очень много. Но вывозить его оттуда видимо не выгодно, поэтому его не шибко и берут.
Слегка перекусив бутербродами и переехав мостик через ручей, сделанный из останков трактора мы поехали в сторону цивилизации. На переезде через Колву у разрушенного моста, где тремя днями ранее на острове засели туристы уже никого не было, лишь одиноко горел костер с мусором, что подсказывало что снялись они минут 30-60 назад и стояла туристическая баня. Мусора они за собой на острове оставили много, за что им абсолютный гигантский антиреспект. Залив в изрядно опустевший бак чирка 40 литров бензина из припасенных канистр, поехали догонять Мутанта. Вскоре мы обогнали туристов которых забрала неизменная шишига. Проехав пыльный перешеек до Валая, попутно вскипев и встретив мутного мужика на полноприводной бортовой газели с бочкой топлива в кузове, который спросил как доехать до Верхней Колвы, и на вопрос куда он едет вообще, ответивший что через Печеру едет на Кольский полуостров. Мы лишь пожали плечами мысленно пожелав ему удачи, и подумав при этом что половины дорог отмеченных на картах в этой глуши просто нет, а другая половина является лишь зимниками. В Валае, догнав поджидающего нас Мутанта двинули до Ныроба. Вскоре совсем стемнело, ужасно хотелось спать, но мы все ехали и ехали. Подъехав к ориентировочному съезду с дороги в сторону реки, что привел бы нас к Дыроватому камню, который теоретически предполагалось посетить мы увидели лишь сомнительного вида просеку, поэтому рубится туда ночью, без запаса горючего мы естественно не стали. Проехав почти до Ныроба свернули в ту же сторону где проводили первую ночевку путешествия, но поехали чуть выше по течению. На возвышенности организовали связь с Ижевском — мой Филлипс все еще чувствовал себя изумительно (напомню что я ставил опыт и его не выключал). Изрядно попетляв по хорошо накатанной, но высохшей дороге мы попали к беседке охотников. Оказалось что там охотугодья, постоянно живет сторож, да и люди туда ездят частенько не только поохотится но и попить водочки в хорошей компании. Спросив разрешения встать лагерем неподалеку, проехали прямо по каменистому берегу чуть дальше, найдя ровную плоскую горизонтальную площадку из монолитного камня, на который можно было поставить рядом вплотную четыре палатки.
Поставив палатки в свете фар и кое как найдя в свете фонариков дрова сварили ужин и покушав уставшие легли наконец то спать.
13 августа, пятницаНе смотря на зловещее сочетание числа и дня недели день выдался вполне хорошим. Погода правда испортилась, было скорее холодно, чем тепло, солнышко уже не светило. На этом месте решили устроить дневку, поэтому никуда не торопились. Рядом с нами была скала «Дивий камень», не видная из лагеря из за петель реки. И мы решили найти способ перебраться на ту сторону. Надо было попасть чтобы и с обувью и сухой одеждой, а лодку мы не взяли. Вначале пошли искать переправу, указаную на карте. Вот он съезд к воде, вон там выезд... но глубина даже по малой воде... А оказалась эта переправа тем же зимиком. Все вернулись в лагерь, а Мутант убежал вверх по течению на разведку. Вскоре вернулся с новостью — Нашел перекат, но течение там очень сильное. Экипировавшись фотоаппаратами и забродниками мы пошли искать счастья выше по течению. Дошли до острова, без проблем перешли на него. А вот дальше нам преградила путь скала «Камень Боец». Прямо перед ним река делает поворот на 90 градусов, упираясь в вертикьную стену скалы, а дальше начинается перекат, течение на котором настолько сильное, что зайдя в воду всего лишь по помидоры, у кого они есть и при этом упираясь палкой в дно, дальше уже нельзя сделать и шагу — ноги просто отрывает от земли и есть шанс сорваться в неуправляемый заплыв. Попробовав и так и сяк, поняли что Боец нам в этот раз не покорится, и отправились обратно.
Отобедав я сподвиг народ отправится в пеший поход по этой стороне реки — подняться на Бобыкский камень, потом спуститься к реке и вернуться берегом пройдя мимо Дивьего камня. Поднявшись по дороге до бывшей деревни Бобыка, от которой уже не осталось и следов, походили по лесу и нашли небольшую скалу на вершине холма.Пофотографировавшись, начали спускаться пряо по склону холма к реке. Надо сказать что проще два раза подняться на него по дороге чем один раз спуститься по бурелому. Спустившись к реке мы пошли тихонько в сторону лагеря, не забывая осматривать окрестности. По пути нам встретилось много маленьких родников и несколько больших. А за очередным поворотом на другой стороне реки начала возвышаться скала «Дивий камень», которая очень даже впечатляла. А вот водопад, который должен был бить из ее подножья пересох, было видно только явное место его расположения. Так по берегу мы и добрались до лагеря, накрутив пешком шесть с лишним километров и насобирав ягоды шиповника на компот.
Наши рыбаки-добытчики тем временем ушли на перекат к Бойцу попытать счастья в рыбной ловле, но так и вернулись ни с чем. Ближе к вечеру за одним открутили отпавший стабилизатор у джипа — на ухабах накануне он начал стучать из-за вывернувшейся и выпавшей резинки, а потом и стучать перестал — стойка стабилизатора почти отпала. В результате он был упразднен как лишняя деталь автомобиля. И того получилось из наших потерь — минус стабилизатор и три брызговика на джипе, и свернутый на стремянках мост на бухани после встречи со спрятавшимся в молодых побегах пнем.
14 августа, воскресеньеНа последок нам оставалось только посетить Полюдов камень, что находится рядом с Красновишерском. Дорога туда судя по описаниям должна была быть вполне нормальная, поэтому мы отвели на эту поездку световой день, а ближе к вечеру должны были уже сорваться домой. Только вот с утра вставать после очередной вечерней посиделки никто не хотел. Пришлось применять крайние меры. В ход пошла заведенная бензопила, с которой мы ходили вокруг палаток, будя ее обитателей. Но подъем шел плохо, несмотря на уже приготовленный завтрак. Но все таки через какое то врем палатки были собраны, лагерь свернут, а мы уже находились у магазина, на площадке рядом с которым Мутант вкрячивал мост на место. Еще минут через десять мы уже заправлялись на АЗС и вскоре доехав до поселка Искор свернули с асфальта опять на проселок. Дорога действительно была вполне проезжаема даже для недоприводов, только в некоторых местах песка было как на пляже, но даже там включив голову можно было проехать наверняка. Но так как мы были далеко не на таких машинах, голову себе этим мы не забивали, а просто ехали вперед.
Вскоре шла через уже отсутствующие или просто заброшенные деревни. После Шуньи мы добрались до брода через реку Низьва. Прямо в месте брода был красивый перекат, и Серега с точки зрения рыбака сразу запал на это место. Но проехав брод, мы двинулись дальше. Чуть подальше ошиблись поворотом, зато попали в Кедровую рощу. Рощей конечно назвать сложно, а может быть мы и не доехали немного до нее, но плакат гласил что мы там, да и одиноко стоящие кедры попадались. Устроив фотосессию рядом с кедрами, выехали уже на правильную дорогу и через деревню Оралово, оказавшейся вполне частично жилой доехали до Бахарей, откуда и идет дорога на сам Полюдов камень. По пути Встретили местных на мотоцикле, и спросив есть ли паром через Вишеру, получили ответ что река сейчас обмелела и паром не ходит. Значит нам придется делать крюк и возвращатся той же дорогой в сторону Ныроба.
Без проблем найдя нужную дорогу ведущую на вершину, мы бодро поехали по ней. Дорога как и полагается шла все в гору, печку в чирке предусмотрительно включили на полную, чтобы избежать закипания антифриза, и мы медленно но верно набирали высоту метр за метром. Вскоре дорога испортилась, и начала представлять собой триальную трассу. С горы навстречу нам шли толпы туристов, уже расходящиеся по своим делам. Встретили спускающийся уазик, и припаркованную перед очередным ухудшением дороги шниву, но мы все равно поднимались дальше и дальше. Уже совсем рядом виднелись вышки РТПЦ, построенные на самой вершине. Вскоре уже пришлось выйти из машины и начать изнутри показывать траекторию наилучшего движения. И только поднявшись на машинах с высоты около 150 метров до высоты примерно 450 метров мы пошли дальше пешком. Автомобильных следов на этих высотах уже не было, были только следы от гусенечного трактора, которым видимо забрасывают оборудование и вахту на РТПЦ. В принципе можно было рубится и дальше, но пожалели машины, нам еще более шестисот километров возвращатся домой. Так за разговорами, встретив еще спускающихся туристов мы и добрались до вершины высотой 527 метров. РТПЦ не огорожена, видно что там есть люди, но никого не видно. Только оставшиеся еще туристы шастают туда сюда.
Вид с Полюда был офигенский. Правда мешала чертова дымка, преследовавшая нас всю дорогу. Так что далекий горизонт был почти не виден. Осторожно полазив по скалам, и вдоволь пофотографировавшись в разных ракурсах мы неспешно стали спускаться. Оказалось что спускаться с горы не так уж и просто. Ноги по песку все пытались уехать вперед и приходилось очень стараться чтобы не навернуться. Дойдя до припаркованных машин, развернулись и поехали вниз, еще аккуратнее чем поднимались. Спускаться на машинах по такой дороге было было почти так же сложно как и пешком.
Доехав опять до брода через Низьву, мы остановились на последний обед в этом путешествии, попрощались со столь гостеприимной природой севера Пермского края и поехали домой. Примерно в шесть утра 15 августа мы были уже дома.
Мечков Иван aka бегемот17 августа 2010 г.
Остальные фотографии в галерее:
http://izhevsk4x4.ru/gallery/index.php?gallery=pokatushki/06.08.2010-diyP.S. К слову сказать что телефон работает после поездки без подзарядки и по сей день.